вівторок, 19 березня 2013 р.

Рубрика "Современное искусство": АЕС+Ф

Группа существует с 1987 года. Название группы образовано по инициалам её постоянных участников - Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича и Евгения Святского. В 1995 году к группе присоединился фотограф Владимир Фридкес; её название увеличилось на одну букву: "АЕС+Ф" (AES+F). АЕС / АЕС+Ф (AES / AES+F) - одна из наиболее коммерчески успешных российских арт-групп. Работают в жанре инсталляции, фотографии, видео, скульптуры и др.



Если определять стиль "АЕС+Ф" - это классика, замешанная на гламурной картинке с добавлением виртуальной эротики. Впечатление выходит совсем неоднозначное: "Все это прекрасно и ужасно, но при этом смешно!" - как определил один русский критик после просмотра работ арт-группы. Самые знаменитые вещи "АЕС+Ф" - это огромные картины. На них сладчайшего вида девочки и мальчики в белых майках застыли на фоне пустынных пейзажей с гранатометами в руках. В другом месте милые детки заносят друг над другом мечи, замахиваются битами, пытают, добивают или поддерживают умирающих. И все это в изысканных позах, с глянцевым блеском совершенных тел (настоящих моделей, между прочим, выбирали как в модельных детских агентствах, так и в балетных училищах).



Самым громким, жестким и эпатажным (но не самым удачным) проектом по праву считают проект "Кто хочет жить вечно?". Леди Диане - главной героине этой аесовской серий - не до смеха. С улыбкой на устах, по законам светского раута, она демонстрирует кровавые раны после аварии: звучит строчка `Who wants to live forever!`. Леди Диана - дитя глянца: кровь и ссадины, боль и смерть - нелепые помехи в этом мире. Кстати, когда группа делала серию с Дианой, художники пользовались реальной цитатой из желтой английской прессы: "Она была прекрасна, только струйка крови из носа...".

Впрочем, самыми важными героями инсталляций и проектов стали дети. Они собирали для массовых перформансов детей-моделей на улицах Нью-Йорка, у мечетей Каира и в дворцовых залах Питера. Создавали золотые скульптуры малолетних компьютерных героев. Лолиты и прекрасноликие принцы с просветленными лицами отменили взрослых, а вместе с ними и "взрослое глубокомыслие" - они не думают, не испытывают сомнений, в них нет страха и жалости. Сквозь "шуттеры" и виртуальные миры прямиком входят в Царствие небесное, а заодно кончают с реальным миром с помощью военного Апокалипсиса. Инфантилизм разрушит любые преграды и законы.

Работы группы "АЕС+Ф" иногда сравнивают с порнокартинками. С их такой же завораживающей бессмысленностью. Художникам не впервой сталкиваться с недопониманием или, наоборот, слишком прозорливым пониманием. Например, их "Исламский проект" - там, где виды мировых столиц были "дописаны" "аесовцами" приметами мусульманского Востока (минареты над Лондоном и Статуя Свободы в хиджабе) - сначала посчитали не более чем топорно исполненной шуткой. А после теракта 11 сентября - пророчеством.
"В какой-то момент мы поняли, что размышления о том, что реально, а что нет, не имеет никакого значения, - отрешенно замечают "АЕС+Ф". - Мы все стали жить в реально-виртуально-мифологическом пространстве. Можно сказать, что динозавры из "Парка Юрского периода", сказочные принцы и принцессы шоу-бизнеса и ужасающие теракты и катастрофы находятся в одном пространственном измерении. Все это похоже на одну огромную средневековую картину, где ангелы и черти смешались с людьми... В этом смысле цивилизованное общество стало походить на некоторые африканские племена, в сознании которых сон и явь не различаются". Диагноз не самый радостный, но под него "АЕС+Ф" создают новые работы, которые пользуются большим успехом.



Если говорить о сюжетах работ, то группе АЕС+Ф свойственна жесткая постановка философских, экзистенциальных и социальных вопросов. Каждый их новый проект, будь то "Подозреваемые" (1998) или Action Half Life (2003), - своеобразная провокация, заставляющая трещать по швам наши привычные представления о добре и зле, грехе и невиновности, добродетели и пороке. Своими работами они заставляют зрителя формировать новое восприятие. Лично меня впечатлили работы из проекта "Подозреваемые". Впечатлили , прежде всего не сами работы, а идея данного проекта. Серия "Подозреваемые" - это четырнадцать портретов девушек в возрасте до 18 лет. Семь портретов сняты в колонии строгого режима для малолетних преступников, совершивших немотивированные убийства с особой жестокостью. Семь фотографий - портреты учениц средних учебных заведений Москвы, девочек из более или менее благополучных семей. В инсталляции "Подозреваемые" портреты девочек-убийц и обычных девочек перемешаны в случайном порядке. По этическим соображениям точная информация о каждой из участниц этого проекта является закрытой и известна только авторам проекта. Между тем зрителям предлагается попытаться ответить на вопрос о том, кто из изображенных на портретах оказался способным на тяжкое преступление. Каждый из зрителей как будто ощущает себя героем Достоевского, задавая вопрос, мог ли бы и он сам оказаться в ряду "Подозреваемых"? А привычная идеологема "Глаза - зеркало души" в данный момент оказывается бесполезной.

Кроме экзистенциальных, инсталляция ставит и социальные вопросы. Женская и детская агрессивность в исключительных случаях существовала и существует во все времена и во всех цивилизациях. Но есть эпохи, когда этот феномен проявляется особенно сильно, выражая кризисное состояние в переломные моменты развития общества. Именно это случилось в России в середине 1990-х, когда люди, оказавшиеся в ситуации промежутка, разрушенных экономических, социальных и моральных норм старого советского строя, судорожно искали возможность выжить в условиях становления новой формации и начала "дикого капитализма". Наиболее подверженные эмоциональным стрессам женщины и дети зачастую оказывались слабым звеном и реагировали деструктивными неадекватными способами.



Успешными проектами стали проект "Лесной царь", "Action Half Life", "Last Riot".

Проект "Лесной царь" (2001-2004) снимался в Екатерининском дворце в г. Пушкине, в Каире и на Манхеттене в Нью-Йорке. Участниками проекта стали дети и подростки из модельных агентств разного цвета кожи, принадлежащих к разным религиозным и социальным культурам. Между тем их одежда, способ движения и поведения перед камерой практически идентичен и демонстрирует влияние глобализованных медийных потоков, обрушивающихся на них, заставляющих их принимать жесткие эталоны мира культуры потребления и гламура. Дети становятся объектом воздействия рекламы и одновременно субъектом рекламы, с помощью которого на рынок продвигаются новые товары. Этим проектом "АЕС+Ф" выразили свой протест.

Проект Action Half Life. Само название проекта повторяет название популярной компьютерной игры, растиражированной в миллионах экземпляров на всех континентах. Ее герои - те же подростки-модели, выбранные по кастингу среди пятисот претендентов. Пейзаж проекта - Синайская пустыня, сходная с местом действия эпизодов "Звездных войн". Как Адам и Ева в райском саду, герои проекта запечатлены в момент соблазна, когда им в руки дается страшное орудие уничтожения, но они еще не знают о существовании ада и рая. Поэтому, как правило, их взгляд обращен в одну сторону, а орудия - в другую. Увлекая детей в мир компьютерных игр, главной целью которых оказывается уничтожение всего и всех, можно только догадываться о грядущих последствиях. Этот проект выступает как одни из возможных методов предотвращения опасности.

Проект Last Riot - новый виток анализа феномена виртуального мира, чья стремительная экспансия порождает новые иллюзии и эсхатологические пророчества. Если в проекте Action Half Life оружие было только вложено в руки детей, то в Last Riot начинается атака. 3D-анимация, создающая модель кибепространства, порожденного реальными и медийными мирами прошлого ХХ века, преобразована в фэнтэзи-ландшафт нового Рая с остановленным временем. В нем прошлые эпохи соседствуют с будущим, а созидание с распадом. Художники населяют этот ландшафт гламурными тинейджерами-андрогинами, (что является в наше время распространенным явлением), которые затевают войну-восстание с самими собой. В этой битве нет различия между жертвой и насильником, мужским и женским, добром и злом, предназначением и его отсутствием. Участники последнего восстания проживают мифы всех времен и народов, перемешанные с мифами современной массовой-культуры, клише и штампами компьютерной анимации. Их сомнамбулический танец-борьба отсылает к эстетике Караваджо. Как летучий голландец, обреченный на вечное скитание, герои нового кибер-эпоса обречены на вечное сражение. Это сражение без крови и боли, контакт без контакта.

Все это - темы сегодняшнего дня, которые волную участников арт-проекта и не могут оставить их равнодушными, а участники с помощью своих работ пытаются достучаться до зрителя.

В 2007 году группа АЕС представляла Россию на Венецианской Биеннале. В этом же году крупную ретроспективу работ группы представили Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) и Московский музей современного искусства, в 2007-2008 годах большая выставка группы "LE VERT PARADIS…/IL PARADISO VERDE…" была показана сначала в Passage de Retz (Париж), а затем в музее MACRO (Рим). В 2009 премьера новой работы AES+F - 9-ти канальной HD видеоинсталляции "The Feast of Trimalchio" состоялась на 53-й Венецианской Биеннале в рамках выставки "Unconditional Love" (параллельная программа). Также в 2009 году состоялась премьера нового скульптурного проекта "Парад Ангелов-Демонов" в рамках фестиваля "lille3000" в Лилле, Франция. Анализируя современный мир, используя его мифологию и новейшие технологии, художники эксплуатируют фэшн-фотографию, аdvertising-media, популярную массовую и молодежную культуру, элементы голливудского кино и классическую эстетику старых мастеров для создания собственного визуального языка, презентирующего болевые точки глобализованной цивилизации XXI века, где виртуальный мир все более вытесняет реальный.

Немає коментарів:

Дописати коментар