вівторок, 19 березня 2013 р.

Рубрика "Современное искусство": VIK MUNIZ (Вик Мюнис)

Вопрос о том, является ли фотография искусством, уже давно получил утвердительный ответ. Одним из тех, кто сегодня своим творчеством подтверждает эту аксиому, является американский художник Вик Мюнис. Он родился в Сан Паоло (Бразилия). Сейчас живёт и работает в Нью-Йорке, но часто ездит по всему миру.


Вика Мюниса нельзя назвать ни художником, ни фотографом, его творчество - это отражение нашей эпохи постмодерна, ремейков и высоких технологий. Мюнис отталкивается от широкоизвестных живописных шедевров, он заново воплощает их. И воплощает в шокирующе обыденных материалах, что вызывает повышенный интерес к его работам. Поражает и разнообразие его техник. Лично меня впечатлил и удивил подбор используемых материалов: в ход идёт всё - шоколад, арахисовое масло, пыль, макароны, нитки, сахар, а также кровь и даже бриллианты. Но тем самым он дает новую интерпретацию старым сюжетам. Из всего этого многообразия продуктов Мюнис выкладывает картины, которые потом фотографирует и увеличивает до колоссальных размеров, таким образом , фактура использованного материала становится видна в полном объёме. Эти творческие элементы являются особенностями творческого стиля Вика Мюниса. После того, как все эти операции успешно проделаны, инсталляция чаще всего уходит в мусорное ведро, так как художника в первую очередь интересует конечный продукт - фотография. Хотя у Мюниса много самобытных работ, в США он стал известен именно благодаря своим ироничным "ремейкам", ведь проблема привлечения интереса к классическому искусству в Америке стоит более чем остро. В Европе дела обстоят несколько иначе.

После просмотра его работ лично я была приятно удивлена. Вик Мюнис - это как полет творчества. Человек создает всем известные картины из всем известных материалов... но вот до него так никто не делал! Ну вот кто бы мог нарисовать Маяковского черной икрой? а Монро красным лаком? Или использовать детских солдатиков или даже выброшенные на свалку вещи? С помощью бесполезных вещей он создает новые шедевры. Мюнис действительно оригинален и ненавязчив.

Уже более десяти лет американец бразильского происхождения интригует мир своими творениями, поражающих разнообразием техник, подходов, способов интерпретации окружающей нас действительности. Мировая история искусства для него - это не застывшее прошлое, а постоянный источник вдохновения и творческой фантазии, отправной пункт для коммуникаций с современниками. И это главный принцип его творчества, следуя ему, он достигает успеха. Но международное признание Мюнис получил не сразу, успех ему принесли серии медитативных фотографий, навеянных сюжетами из работ классиков мирового искусства. Работы выполнены в его стиле - из нетрадиционных материалов. Меня очень впечатлила его интерпретация всем известной "Джоконды" Леонардо Да Винчи - два изображения одной картины: одно выполнено из желе, другое - с орехов и масла. Также привлекла мое внимание работа "Апофеоз войны". Глядя на нее, в исполнении Вика Мюниса, в первую очередь задумываешься о том, из чего и как это сделано, потом невольно вспоминаешь, что сейчас актуальны аксессуары с черепами, но мысли об ужасах войны как-то не приходят в голову. Но, может, в этом и состоит вся прелесть данной работы…

Работы Мюниса реанимируют интерес к истории живописи, причём очень естественным способом, без тени назидания и нравоучительства. Отталкиваясь от шедевральных работ мастеров прошлого, современный художник воплощает их в настолько обыденных современных материалах, что напрочь стираются вековые дистанции, работы перестают быть только музейными ценностями и вызывают живой интерес самой юной аудитории. Молодое поколение сейчас все меньше обращается к "ненасущному" (по их мнению) опыту прошлого. Они "зажаты" в тиски новых технологий и современных средств mass media. Им часто не до походов в музеи классического искусства. Мюнис стремится исправить эту ошибку, утверждая, что для понимания современности необходимо обращение к традиции. Его работы полностью вписываются в постмодернистский концепт современности. В этом состоит ценность его работ.

Другая ценность состоит в том, что Мюнис делает зрителя соучастником своих работ. Кроме эстетического эффекта его работы еще и провоцируют (в хорошем смысле слова) вопрос, из чего и как это сделано, таким образом превращая зрителя в соучастника, сотворца. Очень редко в искусстве этот эффект имеет такое концентрированное воплощение. После первоначального узнавания наступает момент, когда зритель понимает, что перед ним отнюдь не то, что казалось на первый взгляд. Иллюзии, провоцируемые художником и ставшие элементом его фирменного стиля, принесли ему мировую известность и признание. Творчество Мюниса интерактивно.

Работы Мюниса, воспринимаемые на поверхностном уровне как остроумные двусмысленности, затем поднимают целый комплекс вопросов о том, как идёт процесс восприятия визуальной информации; как она презентуется и как интерпретируется. Для Мюниса характерно постоянное перевоплощение с одной роли на другую: то он художник, то скульптор, затем просто мастеровой, потом фотограф, концептуалист, шутник, и, наконец, критик.

Работы Мюниса, кажется, не чисто живопись и, наверное, не фотография, нечто неопределенное, вызывающее удивление и провоцирующее споры. Газета The New York Times считает эти невнятные (с точки зрения техники) работы отличным антидепрессантом, намекая на их поверхностное остроумие. На самом же деле Мюнис вовсе не скачет от радости и не прыгает по верхам, его произведения тщательно продуманы, и веселыми они выглядят далеко не всегда. Вот например, "Русский проект" Мюниса, созданный специально для Галереи Татинцяна, - русское классическое наследие глазами западного художника, этакие работы по мотивам. Мотивы Мюнис выбирал сам: три произведения Малевича, четыре Родченко, один Машков, один Врубель и один Верещагин. "Супрематизм", плакат Резинтреста, "Демон" и "Апофеоз войны" - все они разрезаны на кусочки, собраны, как пазлы, сотканы из некоей ворсистой ткани. В таком наборе (и будучи подвергнуто таким трансформациям) русское искусство выглядит совсем уж депрессивным (в крайнем случае - политически ангажированным) - возможно, критикам The New York Times это и вправду кажется забавным. "Я всегда воспринимаю юмор очень серьёзно", - говорит сам художник. Именно чувство юмора и определённые визуальные ухищрения лежат в основе нашей оценки предмета искусства. Это они рождают в нас тот отклик, который заставляет нас либо задержаться перед работой чуть дольше, либо пройти мимо. И с того момента, как вам удастся "зацепить" зрителя, вы можете себе позволить предъявить ему свою глубину и эрудированность".

Журнал "Time" назвал его одним из художников-лидеров нового тысячелетия, наверно, совершенно не случайно. Вик Мюнис буквально на глазах становится одним из мэтров современного искусства. С февраля по май 2007 прошла его персональная выставка в P.S.1 в Нью-Йорке - одном из подразделений MoMA - Museum of Modern Art (NY). Для художника - это всегда знаковый момент. Начиная с 2001 года, для Мюниса стала стандартной ситуация, когда его ретроспективные выставки "кочуют" ежегодно по 5-6 музеям в разных странах мира. Он - участник Венецианской Биеннале, приглашённый профессор ряда университетов. Его работы - в постоянных коллекциях самых авторитетных мировых музеев, среди которых: The Metropolitan Museum of Art, New York, The Museum of Modern Art, New York , The Tate Gallery, London, The Whitney Museum of American Art, New York и др.

Еще не так давно он практически не был известен в России и Украине. Все изменилось после того, как в 2008 году в Москве прошла выставка его работ.
Мюнис прочитал лекцию на Винзаводе для всех желающих послушать о его методах работы и покорил аудиторию своим обаянием. Открылись две его персональные выставки: одна из них проходила в галерее Гари Татинцяна, где Мюнис представил десять своих арт-объектов, созданных специально для России, вторая - в Манеже, где показана ретроспектива его работ. Для приезда в Россию художник, при поддержке галереи Татинцяна, сделал специальную серию "ремейков" на картины русских мастеров под названием "Русский проект". По словам куратора выставки Эрики Бенинказа, он серьёзно готовился к этой серии, изучая русское искусство. Таким образом, выставка оказалась интересна не только самими работами модного художника, но и набором картин, вдохновивших его, среди которых оказались супрематические полотна Малевича, рекламные плакаты Родченко, "Демон" Врубеля, "Мальчик в расписной рубашке" Машкова и "Апофеоз войны" Верещагина. Оказалось, что Иванов, Брюллов и Шишкин, любовь к которым нам настойчиво прививают с молодых ногтей, для западных художников интереса не представляют, зато авангард и художники, его предвещавшие, вполне "конкурентоспособны". Для того, чтобы "Русский проект" прошёл успешно, Мюнис специально выполнил свои работы не в самых экстравагантных техниках: Родченко предстал у него в виде пазла, что стало новой разработкой художника, остальные же картины были выполнены в его излюбленной технике пигмента, то есть сухой краски.

Творчество Мюниса - это настоящая энциклопедия сознания современного художника, заглянув в которую можно сделать для себя массу полезных открытий, и ещё один важный шаг к пониманию и оценке искусства.

Немає коментарів:

Дописати коментар